В докладе на тему: "Рентгенография в педиатрии. Общие принципы работы с
ребенком" были освещены вопросы возраста понимания и сотрудничества при
работе с детьми, представлены варианты фиксации ребенка, радиационной
защиты ребенка и родителей.
Для рентгенолаборанта дети — это взрослые в миниатюре и к тому же особые пациенты, с которыми необходимо бережно обращаться и понимать их нужды. Чтобы поговорить с ребенком и подружиться с ним, требуется терпение и время. Надо найти способ объяснить ребенку ваши действия, так чтобы он сотрудничал с вами при исследовании.
Нельзя сказать, что существует определенный возрастной этап, когда дети начинают вас понимать. Это зависит от ребенка, и не следует думать, что во время процедуры ребенок не поймет, что с ним будет происходить. Как правило, к 2 годам большинство здоровых детей достаточно хорошо понимают взрослых, и при рентгенографии можно обойтись без фиксации ребенка и помощи родителей. Очень важно чувство доверия, возникающее между ребенком и рентгенолаборантом в момент первой встречи.
Успех проведения рентгенографических исследований зависит от двух вещей. Первым и самым важным является отношение рентгенолаборанта к ребенку и подход к нему. Второе необходимое условие — это техническая подготовка кабинета, включающая определенные фиксирующие устройства, речь о которых пойдет далее. .
Действия рентгенолаборанта. Первый раз большинство детей-пациентов приходят в сопровождении по крайней мере одного родителя. Необходимые этапы знакомства:
Представьтесь, скажите, что вы рентгенолаборант, который будет работать с ребенком.
Узнайте, какую информацию родителям и ребенку предоставил лечащий врач. Объясните, что вы собираетесь делать и что вам будет необходимо.
Слезы, страх и сопротивление — абсолютно нормальная реакция для малыша. Рентгенолаборант должен потратить время на общение с родителями и ребенком, объясняя доступным для ребенка языком, что с ним будут делать. Рентгенолаборанту следует прибегать к средствам фиксации только в крайнем случае, если не удается найти контакт с ребенком.
Действия родителей. Необходимо объяснить родителям их роль и действия во время исследования. Есть три варианта развития событий (третий вариант обычно имеет место в случае беременности матери).
1.Родитель находится в кабинете в качестве наблюдателя, поддерживая и
успокаивая ребенка своим присутствием. 2.Родитель принимает участие в проведении процедуры и помогает фиксировать
ребенка. З.Мать просят остаться вне кабинета и не сопровождать ребенка.
Зачастую дети ведущие себя драчливо в присутствии родителей во время ожидания исследования становятся более послушными, оставшись наедине с рентгенолаборантом, и ему легче с ними договориться. В это время рентгенолаборанту очень пригодится умение общаться с детьми. Нужно при этом попытаться убедить родителей в том, что вы сможете справиться без их помощи.Оценка роли родителей важна и требует объективного отношения. Если рентгенолаборант видит, что беспокойство родителей будет мешать его работе с ребенком, выберите 3 пункт. Однако, как правило, родители изъявляют желание помочь рентгенолаборанту фиксировать ребенка, и если родителю позволяют остаться с ребенком (при отсутствии беременности и при надлежащей рентгенозащите), то рентгенолаборант должен объяснить предстоящую процедуру как ребенку, так и его родителю. В последнем случае надо проинструктировать родителя о правильном способе фиксации. Следует объяснить родителю, что от правильности как укладки, так и силы фиксации зависит диагностическое качество изображения.